13.09.2023

Digital-агентства — на что обратить внимание в тендере

Давать деньги за кота в мешке не хочется, и это особенно понятно, если речь идет о большой сумме. Современные рекламные кампании требуют значительных вложений, поэтому многие заказчики предпочитают организовать тендер перед заключением договора с digital-агентством. Другой вопрос в том, что и этот дорогостоящий этап не всегда приносит результаты. Рассказываем, как сделать его эффективным.
Шаг 1. Соберите рекомендации
Начать подготовку к тендеру можно с самого банального, но необходимого шага — сбору рекомендаций от партнеров и коллег по сфере бизнеса. Российский рынок digital-агентств высокого уровня не так велик, и поэтому, скорее всего, вы сможете довольно быстро получить необходимые ревью на агентства, способные выполнить вашу задачу. Не забудьте узнать, как именно ваши советчики начали работать с тем или иным агентством и какие преимущества у него выделили.

Шаг 2. Изучите сайты агентств
Сегодня сайты и блоги digital-агентств — фасады, по которым потенциальные заказчики могут оценить уровень экспертизы сотрудников. Очевидно, сайт должен быть высоко в поисковой выдаче по запросу, а на нем самом можно будет легко найти необходимую информацию и кейсы. Он должен быть информативным и визуально приятным (или, по крайней мере, креативным – зависит от того, какие у вас задачи для будущего партнера).

На сайте, помимо кейсов, вам может быть полезен раздел «Блог» или его аналог. Стоит обратить внимание на то, есть ли он вообще, а если есть — насколько актуальны и полезны статьи. С одной стороны, это всего лишь дополнительная опция для создания имиджа бренда. С другой, если материалы в блоге качественные, а помимо них там есть еще и заметки о разных не мусорных мероприятиях и вебинарах, в которых участвовало агентство — это явно хороший знак.

Шаг 3. Присмотритесь к рейтингам
Рейтинги агентств digital-маркетинга позволяют составить примерное представление о том, какое место симпатичное вам агентство занимает на рынке в регионе. Присмотреться, например, можно к RUWARD, который оценивает компании по десяткам критериев. Среди них и количество проектов, и наличие отзывов от крупных клиентов.

Шаг 4. Прочитайте кейсы и отзывы
На первый взгляд, это лишний пункт — нередко агентства расписывают свои кейсы в достаточно рекламном стиле. Тем не менее уже сам набор проектов, которые компания выставляет на свой сайт, позволяет понять, в каком векторе она работает. А данные в результатах кампании помогут понять, насколько реально полезным для клиента было партнерство. Также в кейсах можно будет найти и отзывы заказчиков.

Шаг 5. Познакомьтесь с кандидатами
После того, как у вас появится примерный шорт-лист компаний, сотрудничество с которыми вам интересно, не торопитесь сразу же устраивать тендер. Дайте себе и агентствам время на знакомство, первую коммуникацию. Проследите за тем, кто и как исполняет задачу по ведению нового клиента, насколько быстро агентство цифрового маркетинга отвечает на ваши запросы. Также во время первых переговоров можно будет запросить сертификаты сотрудников, работающих в агентстве.
«Хороший тендер —  это парный танец: от заказчика понятный бриф и критерии, от исполнителя — релевантная экспертиза. Почему мы любим тендер? Потому что для агентства это уверенность в том, что победитель будет выбран по единым правилам. Это понимание правил: что и как  будет оценено.  Мы видим, что культура проведения тендеров меняется, появляются актуальные сроки, глубоко проработанные брифы,  заказчики, требующие защиту только от команды, которая будет реализовывать проект.

Хочется пошутить, что это как квест в темной комнате с сюрпризом в конце, но есть устоявшиеся правила в крупных компаниях: предквалификация, запрос ценовых предложений и тестовое задание. Большие закупки в нашей сфере могут идти до 9 месяцев к этому нужно быть готовым.

К сожалению, часто до сих пор агентства выбираются по ценовому фактору. Можно встретить критерии: 60% цена и 40% экспертиза — это самый неудачный расклад для заказчика и для агентства, так как первые получают демпингующего участника, а вторые идут на снижение качества ради хоть какого-то заработка.

Ответ на вопрос нужен ли тендер в 2024 году в креативе или social media — да нужен, но необходимо менять формат их проведения».

Сергей Никоноров
Управляющий директор AMDG
Шаг 6. Организуйте тендер
Тендер — удобная форма организации конкурса для выбора digital-агентства. При этом формат вызывает вопросы у многих партнеров — нередко работа в рамках тендера делается впустую и приносит убытки участникам. Поэтому агентства высокого уровня готовы участвовать в тендере только при соблюдении нескольких условий:

  • Задание клиента прошло внутреннюю проверку агентства. Оценивается финансовая стабильность и репутация потенциального заказчика, а также сам тендер и объем работ в рамках задания.
  • Оплачиваемое участие. Конечно, есть агентства, которые пойдут в тендер и бесплатно, если они понимают, что потенциал победы высок, а сам контракт интересен. Но работать в минус готовы не все.
  • Прямой выход на клиента, прозрачность участия.
  • Наличие структурированной обратной связи с учетом заявленных критериев.
«Культура тендеров активно растёт и развивается уже больше пяти лет. Мы внимательно наблюдаем эти изменения и принимаем в них участие. Можем выделить лучшие практики для проведения успешного и качественного тендера, который даст потом такой же качественный результат в виде проекта/продукта:

  • Корректный и четкий бриф / ТЗ
Чем более детальным и полным будет техническое задание, тем более адекватными и предметными будут предложения от агентств.

  • Бюджет
Указание вилки/рамок бюджета даст возможность получить реалистичные предложения. И сэкономит время обеих сторон участников большого тендерного процесса.

  • Брифинг/добрифинг со стейкхолдерами и лицами, принимающими решения
Четкое ТЗ — это половина дела. Вторая половина — акценты и детали, в них кроется дьявол, как мы помним. И именно они делают предложение адресным и работающим для вас и вашего бизнеса.

  • Обратная связь
Развернутая обратная связь для проигравших участников — это самая полезная и развивающая процедура для всего рынка».


Мария Среда
Аккаунт-директор Nimax
Организацию тендера можно сделать проще, воспользовавшись сервисом NewBiz. Специалисты предоставляют полное тендерное сопровождение, которое позволяет не беспокоиться о том, что кто-то из потенциальных партнеров останется недоволен сотрудничеством. А главное, сроки выполнения процессов ощутимо сокращаются, что позволяет гораздо быстрее перейти уже не к планированию партнерства, а к реализации самой кампании. Подробнее о сервисе NewBiz.
Шаг 7. Уточните все детали в договоре
С победителем тендера необходимо будет договориться об условиях сотрудничества. И даже если какие-то из пунктов будут не устраивать одну из сторон, лучше не оставлять их «на потом» и не ждать, что проблема исчезнет со временем — найти компромисс с digital-агентством важно на берегу. Понятно, что гарантировать выполнение всех показателей агентство не сможет, но все-таки в договоре должна присутствовать конкретика по результатам.

Как выбирать рекламные агентства и организовать тендер? Больше информации в нашем телеграм-канале, также здесь вы сможете узнать больше об агентском рынке и других новостях рекламы и маркетинга.