02.09.2024

Как правильно выбрать SERM-агентство

ПРАКТИЧНО | РЕКО
Нам часто сложно давать обратную связь коллегам и партнерам, с которыми мы работаем. Но именно она является неотъемлемой частью эффективного взаимодействия в любой сфере деятельности. Однако многие люди избегают момента формулирования обратной связи, особенно, если никто не просил вашего мнения или обратная связь несет корректирующий или негативный характер. В этой статье мы рассмотрим основные правила и принципы предоставления обратной связи, а также поделимся советами по её эффективному использованию.

Чем занимается SERM-агентство

SERM-агентства (Search Engine Reputation Management) играют ключевую роль в управлении онлайн-репутацией компаний, помогая формировать положительный имидж в сети и защищать его от негативного влияния. Основная задача специалистов этого профиля заключается в повышении привлекательности бренда в глазах потенциальных партнеров, инвесторов и простых покупателей.
Задачи SERM-агентств делятся на два основных направления:
  1. Работа с отзывами. SERM-агентства проводят активный мониторинг поисковиков, чтобы выявить негативные отзывы и оперативно на них отреагировать. Они занимаются как коррекцией существующих отзывов, так и созданием новых, положительных упоминаний о компании на тематических площадках и отзовиках. Это позволяет улучшить восприятие бренда и повысить его рейтинг на различных репутационных ресурсах.
  2. Ведение профилей компании в агрегаторах и справочниках. SERM-специалисты настраивают и оптимизируют кабинеты компаний на картах, общих и узкопрофильных справочниках, заполняя их актуальной информацией. Здесь речь об обновлении контактных данных, описаний услуг и добавлении фотографий и других элементов, которые помогают компании быть более заметной и привлекательной для пользователей.
Любая SERM-стратегия подразумевает создание позитивного контента, релевантного поисковым запросам пользователей, которые ищут, например, отзывы на бренд. SERM-специалисты также создают оптимизированный и полезный контент, который быстро идексируется и попадает в топ-выдачу по запросам пользователей об их собственных потребностях. Таким образом, главная цель SERM-экспертов — сделать бренд клиента максимально узнаваемым.

Описанные направления взаимодополняют друг друга, создавая комплексный подход к управлению репутацией. Однако для некоторых компаний может быть актуально только одно из них, в зависимости от специфики их бизнеса и потребностей.

Как найти специалистов SERM в Москве

Бывает, что предприниматели, изучив пару статей о SERM-продвижении, ошибочно предполагают, что смогут самостоятельно управлять репутацией своего бренда, компании или сайта. Несмотря на кажущуюся простоту этой работы, на практике она полна нюансов — «дьявол кроется в деталях».

Правильный выбор заголовка для профиля компании, создание удачного описания, грамотный ответ на негативный комментарий или отзыв, написанный конкурентами — все это требует тонкого подхода. Важно учитывать, какие фотографии использовать и где именно размещать информацию. Эти и многие другие аспекты, если не проработаны должным образом, могут не только не принести пользы, но и серьезно навредить имиджу компании. Опытный SERM-специалист, обладающий профессиональными навыками и знаниями, знает, когда и что нужно делать для достижения положительного результата. Поэтому лучше доверить техническое управление репутацией экспертам, оставив за собой возможность периодически проверять работу и корректировать ее вектор.

Профессионал в области управления репутацией в поисковых системах — человек, который умеет быть гибким и внимательным. Например, готов открыто говорить об изменяющихся в ходе работы требованиях и потребностях.

Однако новичков в SERM-сфере сегодня немало, и они могут допускать элементарные ошибки. Например, публикация поддельных отзывов с одного и того же IP-адреса или использование аккаунтов-однодневок. Подобные действия могут только ухудшить репутацию компании. Поэтому, прежде чем принять решение о сотрудничестве, убедитесь, что у специалиста есть достаточный опыт и успехи, запросите отзывы от предыдущих клиентов.

Опытный SERM-специалист никогда не будет применять «серые» методы вроде заливки негатива поддельным позитивом. Основное внимание он уделяет подсвечиванию реальных положительных сторон бренда, корректируя тональность поисковой выдачи за счет работы с реальными отзывами и публикациями, а также создания полезного контента. Такой подход будет полезен не только компании, но и тем, кто ищет информацию о ней.

Оптимальный вариант — выбор SERM-агентства, в котором за предоставление услуг отвечает целая команда профессионалов. Причем услуги компании не всегда обходятся дороже, чем помощь одного профи.

Критерии выбора SERM-агентства

Выбор подходящего SERM-агентства может быть непростым из-за нескольких факторов. Во-первых, рынок управления репутацией относительно молод: по данным исследования ORM/SERM-отрасли агентства Markway, проведенного в 2021 году, 58% компаний существуют всего от 1 до 7 лет. Ниша SERM довольно узкая, и многие агентства предлагают такие услуги как дополнительные, а не как основные.
Поэтому самостоятельно найти качественного исполнителя непросто, но все-таки реально — если проверять каждого кандидата по специальным критериям.
  • 1
    Проводит ли агентство аудит репутации?
    Аудит — своего рода «разбор полетов», позволяющий выявить слабые места имидже компании и определить, какие аспекты требуют доработки. Обычно этот процесс бесплатен и занимает 2-3 дня, в зависимости от специфики отрасли. Если агентство заявляет срок выполнения аудита в 1-2 недели, это может свидетельствовать о перегруженности команды, что может негативно повлиять на сроки реализации всего проекта.
  • 2
    Как агентство проводит брифинг?
    Оптимально, если брифингом занимается команда специалистов — так проще оценить, насколько глубоко потенциальный партнер понимает вопрос, осознает технически нюансы. В идеале эксперты должны отлично понимать, как работают геосервисы и отзовики, а также легко различать разные форматы ревью и иметь контакт с медиа, публикующими отзывы.Не стесняйтесь задавать конкретные вопросы о нюансах работы и методиках агентства. Уточните, как именно партнер собирается работать над вашим кейсом и обратите внимание на то, будут ли учтены ваши уникальные обстоятельства. Как специалисты обосновывают позицию по своему предложению — почему именно такие SERM-услуги и в каком объеме? Насколько оперативна ваша коммуникация? Хорошо ли специалисты владеют терминологией, понимают свою задачу?
  • 3
    С какими кейсами уже работало агентство?
    Обязательно изучите портфолио потенциального партнера и обратите внимание на кейсы, релевантные вашему. Если кейс хорошо расписан, из него вы поймете, какими именно инструментами пользуется агентство.
  • 4
    Как агентство гарантирует результат работы?
    Оценить работу по принципу «вас ругали, теперь хвалят» — не получится. Важно заранее утвердить KPI и показатели. Например, данные поисковой выдачи, динамику запросов, тональность упоминаний и так далее.
  • 5
    Уточните условия заключения договора.
    Часто при работе с новым клиентом агентская сторона предлагает заключить договор сразу на длительный срок, 6 или 12 месяцев. Явной выгоды для вас в этом решении не будет, а вот потери — возможны. Если кампания будет проводиться некачественно, оперативно изменить ситуацию будет сложнее.
«Подбор подрядчика по оказанию услуг в направлении SERM-проектов — трудоемкая процедура, сравнимая с оценкой драгоценного камня — здесь обращать внимание нужно на все «грани».

Первая и банальная проблема на практике — клиенты ограничиваются только официальной информацией об агентстве или специалисте и делают выводы о компетенции исполнителей на основе их самопрезентации, не проверяя данные через другие источники.

Вторая — не анализируют бэкграунд исполнителя: и здесь речь не только о заявленных публичных кейсах. Дело в том, что навыки эффективного SERM-специалиста подразумевают симбиоз как технических скиллов в направлении SEO-оптимизации, так и опыт смежных отраслей: маркетинг, PR, иногда GR и тот же профильный антикризис.

SERM — не просто примитивная работа с отзывами. В плоскости эффективной стратегии всегда лежит глубокий анализ всех единиц контента поисковой выдачи, понимание механизмов ранжирования контента и генерация собственных креативов, которые окажутся не просто на популярных площадках, а непосредственно на тех, которые точно увидит вовлеченный пользователь (у которого есть конкретный запрос)».

Ольга Калашникова

СЕО Semantex

Какие моменты в подрядчике точно должны вас насторожить?

  • Не показывает стратегию. Если подрядчик не продумывает свой план на несколько шагов вперед и не просчитывает риски, лучше сразу отказаться от сотрудничества. Если же план есть, но он либо слишком узконаправленный, либо, наоборот, чересчур широкий — тоже стоит задуматься. Реализация такой программы может потратить ваш рекламный бюджет, но не принести результата.
  • Дает нереалистичные обещания. Не все негативные реплики покупателей можно удалить, и это нужно учитывать. Если агентство утверждает, что скорректирует вашу репутацию за пару недель, будьте готовы к разочаровывающему результату. А лучше сразу пропишите опции возврата средств в договоре.
  • Обозначает слишком низкие цены. Подозрительно невысокая стоимость может означать низкое качество контента или недостаточный опыт работы с платформами.
  • Не показывает команду на встрече-знакомстве. Возможно, никакой команды и нет, и вся работа ложится на одного человека. Это грозит отсутствием специализации и снижением качества работы.
  • Неизвестен никому на рынке. Большое количество клиентов — еще не показатель качествоа. А вот деловая репутация и наличие экспертных материалов в портфолио — знаки того, что потенциальному партнеру можно доверять. Постарайтесь узнать у коллег в сфере, слышали ли они что-нибудь о вашем подрядчике.
Если вы хотите гарантировать себе качественное партнерство в сфере SERM, вы можете воспользоваться бесплатным сервисом NewBiz по подбору агентств. С помощью такого решения вы сможете подобрать варианты из проверенной базы исполнителей, в которой каждое агентство уже подтвердило свою экспертизу и уровень услуг. Ориентируясь именно на ваш запрос, консультанты сервиса составят шорт-лист из десяти вариантов, который предоставят вам для окончательного решения.
После начала сотрудничества специалисты NewBiz останутся на связи — будут помогать в сборе обратной связи с обеих сторон, чтобы ускорить процесс налаживания коммуникации.

Когда оценивать работу SERM-агентства

Итак, SERM-агентства помогают оценить эффективность своей работы, отслеживая такие показатели, как свежесть и количество положительных отзывов, отсутствие негатива в сети, заполненность и актуальность профилей в справочниках, а также динамику продвижения компании в поисковых системах и агрегаторах.
Но перед стартом работы, в том числе и по поиску партнера, важно ответить себе на вопрос, готовы ли вы ждать. Результаты работы SERM-специалистов достигаются за довольно долгий срок и не всегда видны даже после первого квартала работы. Если вы не хотите ждать или понимаете, что не сможете отпустить ситуацию по крайней мере на время — лучше продумать другой вариант исправления ситуации, взять все на себя или поменять свой подход к вопросу.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.