Из всего вышеперечисленного, возникает логичный вопрос: как бизнесу составить свой набор метрик в зависимости от целей? Разберем на примерах пусть немного упрощенных, но реальных кейсов, как выстроить цепочку [бизнес-цель] - [коммуникационная задача] - [PR-метрики]
Бизнес-цель компании А - вырасти в прибыли за счет B2C сегмента. Работа с сегментом B2B устраивает результатами, а в B2C заметна новая точка роста. Отсюда, среди коммуникационных задач компании можно выделить следующие:
- Повысить узнаваемость бренда за счет более частого контакта с целевой аудиторией
- Познакомить с брендом новую аудиторию
- Рассказать о продукте через эмоциональные и рациональные преимущества.
Исходя из поставленных задач, по каким значимым PR-метрикам будет оцениваться эффективность коммуникации:- Охват (ots)
- Количество публикаций в «неспециализированных» СМИ: новостные, lifestyle и общественно-политические медиа
- Доля публикаций с упоминанием компании в заголовке («физики» просматривают в основном новостные заголовки, поэтому упоминание бренда только внутри материала снижает вероятность контакта с потенциальной аудиторией)
- Медиаиндекс
- SM индекс
- Тональность публикаций в СМИ, упоминаний в соцмедиа и на сайтах-отзовиках
- Поисковая активность (интерес к бренду)
Приведем другой пример из практики.
Бизнес-цель компании B — выигрывать больше тендеров за счет сильной репутации в профессиональной среде, которая позволит побеждать при прочих равных. В соответствии с данной целью были поставлены следующие коммуникационные задачи:
- Сформировать доверие и узнаваемость в профсообществе
- Собрать формальные подтверждения экспертизы: премии и рейтинги
- Продвижение бренда первого лица, так как оно особенно важно в B2B коммуникациях.
Выделим группу значимых метрик, по которым будет оцениваться эффективность коммуникации:
- Медиаиндекс компании и первого лица
- Доля релевантных премий и рейтингов, в которых компании удалось заявить о себе (жюри, победа, партнерство)
- Глубина присутствия в отраслевых медиа (частота упоминаний, доля инфополя относительно конкурентов)
В примерах, приведенных выше, разные бизнес-цели естественным образом повлияли как на коммуникационные задачи, так и на метрики оценки эффективности.
Будь у компании цель снизить затраты на найм за счет сильного HR бренда, она бы фокусировалась на коммуникационных задачах, связанных с формированием положительной репутации компании как работодателя. Эффективность такой работы можно было бы измерить средним баллом на геосервисах и сайтах-агрегаторах отзывов, статистикой поисковых запросов «бренд»+работа, Медиаиндексом и SM-индексом в HR-контексте.