Брендинг — история про деньги, время, риски и, конечно, терпение. Но игра точно стоит свеч: именно бренд становится «якорем» для доверия клиента, который заставляет его возвращаться к компании вновь и вновь. Вопрос в том, что заниматься брендингом самостоятельно значит неизбежно набивать шишки, которые, конечно, дадут вам важные компетенции, но будут стоить упущенной выгоды в моменте. Чтобы этого избежать, многие компании прибегают к помощи брендинговых агентств.
Что делает брендинговое агентство? Спектр услуг довольно широкий, начиная от разработки всего смыслового поля бренда (позиционирования, создания платформы бренда и основных гайдлайнов) и заканчивая визуальной интерпретацией этих смыслов на уровне упаковки и коммуникации бренда. Основная задача любого брендингового агентства — сделать так, чтобы его клиента узнавали, помнили и четко ассоциировали с желаемым набором смыслов и образов. Поэтому так важно выбрать правильного партнера.
1. Определитесь с задачами
Самый первый шаг, который поможет вам и на этапе выбора партнера и в процессе брендирования — составление грамотного брифа. Чего именно вы ждете от агентства? Если вы можете четко ответить на этот вопрос, значит, вы на полпути к успеху. Если теряетесь в понятиях, не паникуйте: часто в индустрии люди говорят об одном и том же, просто в разных формулировках. Давайте рассмотрим классическую структуру брифа на брендинговые услуги.
Цель брифинга
Опишите основную бизнес-задачу, которая обосновывает создание нового бренда или ребрендинг для компании. Например, вы хотите выйти в новую продуктовую категорию, увеличить долю рынка, ускорить проникновение бренда в текущей категории, привлечь потребителей брендов-конкурентов. Также вам стоит уточнить:
- маркетинговые цели (сохранить ядро аудитории или завоевать новые аудиторные сегменты, переключить аудиторию с брендов конкурентов);
- и коммуникационные задачи (донести то или иное коммуникационное сообщение, в формате: мы хотим, чтобы они поняли …, почувствовали …, сделали …);
- задачи медиа поддержки (быстрое построение охвата, повышение осведомленности о новом бренде среди выбранного сегмента ЦА).
Контекст
Описание текущей ситуации, текущего бренда / продукта, краткая история, описание категории и бизнес-бэкграунд, конкурентное окружение (перечень основных конкурентов, их сильные стороны, показатели рыночной доли), коммуникация и поддержка (как ранее поддерживался бренд или какая поддержка запланирована в рамках запуска нового бренда).
Вызовы / статус-кво
Внутренние и внешние вызовы компании в рамках данного проекта, с какими проблемами и угрозами нужно справиться.
Предмет тендера
Объем работ, который предполагает контракт в рамках тендера. Необходимо приложить пример образа результата в формате презентации.
Предварительная идея
Возможные сценарии для проведения ребрендинга или создания нового бренда. Что нравится, не нравится, примеры успешных кейсов с рынка, которые нравятся.
Сроки
Ключевые даты по запуску нового бренда, производства упаковки, старт дистрибуции и коммуникационной поддержки.
Материалы
Проверьте, какие материалы у вас есть, например, результаты каких-либо исследований, брендбуки или платформы текущих брендов, развертки этикеток упаковки.
Целевая аудитория
Для кого вы делаете продукт? Как видите свою аудиторию и определяете ее ценности? Сформулируйте описание ЦА, текущие убеждения и поведение вашей целевой группы, желаемые будущие убеждения и поведение вашей целевой группы, инсайты.
Бюджет
Какой бюджет заложен в рамках объема работ, предусмотренных контрактом.
Творческое задание в рамках тендера
Решите, как вы будете выбирать агентство в тендере. Обычно в тендерах на брендинговые услуги есть некоторые ограничения, которые стоит учитывать при написании брифа. Если вам нужно сделать стратегические работы, то скорее всего дать агентствам в работу тендерное задание вы не сможете — максимум можно попросить их составить Road Map с описанием того, как будут выполняться стратегические работы по этапам. Также в рамках данного предложения агентство сможет посчитать тайминг и сроки. Если смысловое поле проработано, то вы сможете попросить агентства в рамках тендера сделать визуализации упаковки или корпоративного брендинга на примере одного SKU (аббр. англ. stock keeping unit «единица складского учёта», вариант товара) в формате набросков.
Важно отметить, что для того, чтобы привлечь агентства топ-уровня вам потребуется тендерный бюджет: бесплатно агентства не будут делать большое творческое задание в рамках тендера. Сумма тендерного бюджета варьируется от 100-700 тысяч рублей.
Критерии, по которым будет определен победитель
Как вы будете оценивать творческое предложение агентств, какие критерии для вас наиболее важны, сплит значимости ценовых и неценовых критериев.