29.10.2024

Трудности перевода с клиентского на агентский, или как выстраивать взаимоотношения в IT

ПРАКТИЧНО | РЕКО
Непрозрачная коммуникация, несовпадение ожиданий и непонимание целей проекта – лишь три важных «не», которые часто возникают на пути реализации проекта. Как выстроить долгосрочное партнерство и экологичное взаимодействие между клиентом и агентством? Об этом и не только NewBiz Media рассказала команда aim digital.

Первое знакомство начинается еще до встречи

Когда речь заходит о выборе подходящего подрядчика для проекта, стоит помнить, что успешное сотрудничество начинается задолго до первой встречи. Перед началом поиска заказчику нужно сформулировать ожидания и цели. Вам нужны специалисты, способные писать код и разрабатывать дизайн? Или важна команда, которая хорошо понимает специфику вашей отрасли и готова активно работать над продуктом? Ответы на эти вопросы и будет определять критерии для выбора подрядчика.

Если ищете исполнителя, то собственная команда должна обладать необходимыми компетенциями в разработке и дизайне, а также понимать рынок и иметь четкое видение дорожной карты проекта. В этой ситуации аутстаф или команды со стороны агентства может ускорить процесс разработки за счет увеличения задач в спринте и оперативного выполнения поставленного ТЗ.

При выборе аутстаф-команды обращайте внимание на технические и профессиональные навыки, а также на софт скиллы исполнителей. Проводите собеседования и проверяйте, умеет ли команда документировать код и бизнес-логику, а также работать с дизайн-системами. Важно сохранить знания о проекте на случай, если команда перестанет с ним работать.

Если ищете партнера, который будет стремиться улучшать бизнес-показатели и активно вовлекаться в продукт, выбирайте еще тщательней. Хорошая практика — взять рекомендации у коллег, чтобы снизить риски выбора некомпетентного подрядчика, или самостоятельно провести небольшой анализ рынка и предлагаемых решений.

Что нужно обсудить «на берегу»

После сборки пула партнеров важно с ними увидеться и познакомиться лично. Общайтесь на максимально понятном языке, не пытаясь завалить собеседника терминами, но и не избегая их. Важно понять, насколько подрядчик осознает специфику вашего бизнеса: он может не знать всех деталей, но должен стремиться к этому. Специализация на конкретной индустрии – важный критерий и одно из преимуществ кандидата, поскольку такой подрядчик лучше понимает потребности бизнеса и пользователей.

На что еще обратить внимание:
  • Изучите сайт и презентацию подрядчика, обратите внимание на интересные и релевантные кейсы. На встрече попросите рассказать подробнее о конкретном кейсе и возникающих трудностях. Даже если информация ограничена соглашением о неразглашении, подрядчик может поделиться основными деталями, если кейс опубликован.
  • Уточните, какую команду выделят для вашего проекта, и убедитесь, что в ней есть проектный менеджер. С ним вам стоит познакомиться – именно он будет вашим главным собеседником по проекту.
  • Оцените глубину проработки коммерческого предложения. Детализация предложения свидетельствует о зрелости и профессионализме подрядчика.
  • Обращайте внимание на задержки: если они происходят уже на этапе пресейла, велика вероятность, что это повторится и в процессе работы.
  • Сравнивайте не только стоимость работ, но и оценки конкретных задач. Попросите подрядчика объяснить, что именно входит в каждую задачу: агентства могут по-разному интерпретировать одно и то же ТЗ. Можно сразу продумать и показать кандидатом формат сравнения и оценки, чтобы облегчить себе процесс выбора, а возможным партнерам — соревнования.

А дальше? А дальше – бизнес-анализ

Ответственность одной стороны – запросить всё, что нужно для качественной
реализации задачи. Ответственность второй стороны – предоставить максимум информации по целям, задачам и другим особенностям проекта. В идеале провести бизнес-анализ. На выходе получится верхнеуровневый документ, который отличается от стандартного ТЗ тем, что описывает бизнес-задачу.

Что может включать бизнес-анализ:
(наполняемость может отличаться в зависимости от целей и задач проекта)
  • Описание проекта — общее представление о том, что именно будет создано, какие задачи решает проект и каковы его цели.
  • Целевая аудитория — определение тех, для кого предназначен продукт, и их потребностей.
  • Цели и задачи — конкретные результаты, которых нужно достичь, и пути их достижения.
  • Ключевые функции продукта — основные возможности и особенности, которые делают продукт полезным и уникальным.
  • Рынок и конкуренты — анализ рынка, где будет представлен продукт, и его конкурентных преимуществ.
  • План реализации — этапы разработки продукта, сроки и ответственные лица.
  • Необходимые ресурсы для реализации проекта: бюджет, команда, инструменты.
  • Ограничения — возможные риски и факторы, которые могут повлиять на реализацию проекта.
  • Стратегия продвижения продукта на рынке и привлечение пользователей.
  • Масштабируемость — потенциал проекта для роста и развития в будущем.
  • Оценка успеха — критерии, по которым будет оцениваться успешность проекта.

Это необходимо, чтобы все участники — от разработчиков до бизнес-аналитиков, — понимали, что нужно создать и почему это важно. Анализ играет роль «переводчика» между бизнесом и технической командой, помогает устранить недопонимания и избежать ошибок на этапе разработки. Кроме того, проведенные работы дают возможность оценить жизнеспособность проекта, определить ресурсы, необходимые для его реализации, и установить основные этапы работы. Это делает весь процесс более предсказуемым и управляемым, что особенно важно в условиях ограниченного времени и бюджета.

В идеале только после глубокого анализа можно приступать к написанию технического задания. Составление ТЗ может быть как самостоятельной услугой, так и отдельно оплачиваемой частью. Первый вариант подходит для случаев, когда исполнитель не определен или его поиск не начинался. А второй – поможет оценить компетенции и рабочие процессы выбранной команды.
«Если компания понимает, что сроки и бюджет ограничены, то для сотрудничества win-win нужно договориться на старте о целях, задачах и этапах реализации проекта. Желательно предварительно провести глубокую аналитику, которая поможет ответить на все необходимые вопросы. Если есть пожелание к гибкому подходу с возможностью внесения изменений в процессе и тестирования каких-то гипотез, то лучше выбирать Time & Material».

Тамара Наджафова
Коммерческий директор aim digital

Как трансформировать сотрудничество в партнерство

Партнерские отношения, основанные на доверии и общей цели – основа для достижения положительных результатов. Для этого важно заранее, «на берегу», обсудить все детали работы и предстоящие задачи как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Делимся некоторыми принципами, которые помогают выстроить взаимодействие, комфортное для всех участников процесса, и ориентированное на достижение бизнес-целей.

  • Общайтесь и не предполагайте. Это может показаться элементарным, но многие проблемы возникают именно из-за недостатка коммуникации или недосказанности.
  • Не бойтесь задавать вопросы. Крайне важно обсудить все детали на начальном этапе сотрудничества.
  • Аналитика – первый шаг к успешному запуску проекта, и пренебрегать ей не стоит. Глубокое понимание ситуации и продукта поможет избежать множества проблем в дальнейшем.
  • Соблюдайте принцип win-win. Стремитесь к тому, чтобы решения приносили пользу обеим сторонам, создавая таким образом устойчивые и долговременные отношения.
Совет агентствам: воспринимайте задачи заказчика как свои собственные. Это позволит вам более глубоко погрузиться в проект и достичь лучших результатов.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.

К ДРУГИМ СТАТЬЯМ