25.02.2025

Где брать знания, которые предотвратят кризисы в рекламном агентстве?

ПРАКТИЧНО | КОЛОНКА
Кризисы — неприятный, но обязательный этап развития любого бизнеса, который, к тому же, имеет свойство неизменно повторяться. И несмотря на то, что кризисы начинаются неожиданно, это не значит, что к ним нельзя подготовиться. Управляющий партнер сервиса NewBiz и основатель MarСom Club Екатерина Беретарь рассказывает, в чем секрет превентивного подхода, который помогает либо выносить из кризисов максимум, либо вообще предотвращать их.

В ожидании перемен

Кризисы — это неизбежная часть пути любого бизнеса, особенно в период изменений и роста. Мы оказываемся в ситуации, в которой выстроенные процессы перестают работать, когда привычные условия исчезают. Все мы помним главный «черный лебедь» 2020 года — COVID-19, к которому пришлось резко адаптироваться абсолютно всем. Еще один раз российский рынок «умер» в 2022 году. А вскоре индустрии пришлось свыкаться с искусственным интеллектом.

Очевидно, кризисы могут быть и локальными, в масштабах одной компании. Например, если ушел бюджетообразующий клиент, и готовы вы к этому не были, придется быстро выдумывать план реагирования. А еще — уже потом задавать себе вопрос о том, почему он ушел, после этого отстраивать бизнес-процессы, отстраивать клиентский поток.

«Джокер» может быть и «позитивным». Например, компания долгое время работала как стартап, привыкла к этому темпу и вдруг получила контракты от клиентов мечты — Яндекса, Самоката и прочих. Как растить команду? С чего строить HR-бренд? Как конкурировать с IT-гигантами, которые сразу же перебивают ваши предложения кратными суммами?

На все эти ситуации можно реагировать постфактум. Такой подход очень распространен на нашем рынке и соответствует нашему менталитету: мы пробуем, набиваем свои шишки и уже после этого делаем выводы. «Почему я раньше об этом не подумал?», — вот наш национальный вопрос, который мы задаем, когда все плохо. Когда все хорошо, задумываться об отстройке процессов мы не любим.

Вы из агентства?

Становитесь частью сервиса NewBiz и получайте приглашения в проекты и тендеры клиентов топ уровня. Присоединяйтесь к сообществу профессионалов и управляйте своим бизнесом вместе с нами.

Как бизнесы «запускают» кризисы

Пока все идет гладко, появляется иллюзия стабильности: процессы работают, прибыль растет. Однако как только управленцы замечают первые признаки нестабильности, многие начинают «чинить» бизнес, бросая все силы на тушение пожаров. В этой склонности владельцев бизнесов и топ-менеджеров тактически реагировать на кризисы, когда те начинают ярко себя проявлять, и заключается одна из главных причин положительных изменений.

Радоваться этому бессмысленно. Часто это происходит из-за отсутствия понимания, как работает жизненный цикл компании. Каждый этап развития бизнеса имеет свои кризисные точки: от конфликта с партнерами и кадровых проблем до кассовых разрывов и снижения потока клиентов. Чтобы справляться с этими вызовами, нужно заранее формировать стратегию, а не только тактику. Это может быть регулярный анализ ключевых метрик, юридическая и финансовая обвязка, исследование рынка и четкая структуризация ролей внутри компании.

Многие предприниматели совершают одни и те же ошибки, которые могли быть предотвращены при правильном планировании:
  1. Отсутствие исследований рынка. Запуск новых продуктов или проектов основывается на внутреннем видении, а не на реальных потребностях клиентов. Исследования — ключ к пониманию аудитории и ее запросов.
  2. Игнорирование юридических и партнерских вопросов. Конфликты между партнерами, плохо сформированные договоренности и слабая юридическая защита компании — частые причины кризисов, которые можно было предвидеть и устранить заранее.
  3. Оперативная реакция вместо стратегии. Многие бизнесы начинают задумываться о стратегии только после того, как столкнулись с резким падением продаж или попали в другую сложную ситуацию.
И все-таки чекапы — исследования организма еще до болезни, — в нашей стране потихоньку приживаются. А значит, могут прижиться и продуктовые исследования. Мой тезис таков: пора позаботиться о бизнесе так же, как о своем здоровье. Не надо ждать, пока над вами нависнет очевидная угроза. Я уверена, что расти можно и в комфортных условиях.

На чем основывается превентивный подход

Профилактика кризисов начинается с правильного управления и стратегического планирования. Оно, в свою очередь, строится на нескольких практических шагах:
  • Agency Checkup. Это регулярная диагностика состояния бизнеса. Она помогает выявить слабые стороны и предложить пути их устранения. Например, оценка клиентского сервиса или эффективности внутренних процессов — своеобразной «приборной панели» вашей компании, — может стать основой для значительных улучшений.
  • Образовательные программы и менторство. Корпоративное обучение сотрудников, адаптированное под конкретные задачи бизнеса, позволяет не только повышать квалификацию команды, но и решать насущные проблемы. Привлечение консультантов и менторов с опытом решения аналогичных задач помогает избежать распространенных ошибок.
  • Прогнозирование и планирование. Модели жизненного цикла бизнеса, такие как кривая И. Адизеса, позволяют предвидеть этапы развития компании и связанные с ними вызовы. Это помогает готовиться к масштабированию, изменению рынка или появлению новых технологий.
  • Работа с данными. Использование исследований и аналитики позволяет принимать обоснованные решения. Например, кастдевы и тестирование гипотез помогают адаптировать продукт или услугу под реальный спрос.
Сразу организовать все направления регуляции бизнес-процессов непросто, особенно если это приходится делать впервые. На мой взгляд, лучшее решение в этом случае — не набивать собственные шишки, а обратиться за помощью к сообществу. Комьюнити предпринимателей вроде Marcom Club — это не только площадка для обмена опытом, но и питательная среда, которая позволяет бизнесу развиваться органично. В таких сообществах участники делятся реальными кейсами, обсуждают проблемы и помогают друг другу найти решения. Например, форум-группы в Marcom Club позволяют их участникам не только делиться своими успехами, но и учиться на ошибках других, постепенно развиваясь и прокачивая свой скилл.

Однако важно помнить, что сообщества не могут быть единственным источником знаний. Осознавая цену каждого открытия, не все участники делятся информацией полностью, сохраняя основные секреты внутри своих компаний. Поэтому такие группы эффективны, если использовать их как дополнение к работе с ментором или консультантом.

В NewBiz мы хорошо понимаем ценность инсайтов, и знаем, как важна достоверная экспертиза. Поэтому создали развивающую среду для рекламных агентств — BLOOM. В процессе долгой работы в нашего агентства в рамках тендерного сопровождения мы стали сразу видеть проблемы разных клиентов и партнеров, детали работы credentials. Теперь мы хотим помогать нашей аудитории в направлении так называемого Success Management. Мы поможем пробить стеклянный потолок и научим превентивном заботиться о бизнесе. А чтобы развитие было равномерным и всеобъемлющим, с BLOOM вы будете работать сразу в четырех направлениях:

  • Knowledge Bloom. Образовательный сегмент, материалы которого послужат не для развлечения, а для реального бизнес-импакта. Мы затачиваем каждый образовательный курс под потребности конкретного агентства, поэтому эффективно закрываем имеющиеся лакуны.
  • Bloom Team. Наша команда наших экспертов-эдвайзеров. Они либо имеют действительно глубокую экспертизу в функциональном блоке, либо специализируются на рынке агентств, либо вырастили свой мощный бизнес. И готовы рассказать вам обо всем, что знают сами.
  • Bloom R&D. Наша ресерч-команда. В рамках сотрудничества с крупными компаниями и IT-корпорациями мы делали разнообразные исследования, вроде Client-Side View, CustDev и других. Теперь мы готовы предложить их агентствам для повышения показателей и индикации барьеров и драйвером аудитории, а также поиска selling-триггеров.
  • Bloom Content. Это наша «витрина», с помощью которой мы поможем партнерам монетизировать свои знания и исследования. Если вы понимаете, что у вас есть контент, которым вы хотели бы поделиться с сообществом за отдельную плату — велком, мы поддержим вас в этом направлении и вместе сделаем так, чтобы качественных знаний в агентском бизнесе стало больше.
Профилактика кризисов — это не только способ избежать катастрофы, но и инструмент для системного роста. Когда бизнес работает на упреждение, кризисы перестают быть проблемой и становятся возможностью для изменений. Инвестируйте в исследования, выстраивайте стратегические процессы, привлекайте экспертов и учитесь на чужих ошибках. Это позволит вам не просто выживать в условиях перемен, но и становиться сильнее, превращая вызовы в новые точки роста.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.