04.12.2024

Без ДМС, но с репутацией: как и зачем маркетологу переходить в консалтинг

АКТУАЛЬНО | КОЛОНКА
Если вы чувствуете, что на работе уперлись в потолок и больше не видите зон роста, присмотритесь к консалтингу. Это относительно рискованная, но зато максимально автономная и перспективная зона не только карьерного, но и личного развития. О том, с чего начать переход и где применить свои знания, рассказывает Анна Старчихина — ex-Директор по маркетингу и продажам в Нетологии, ныне консультант по маркетингу.

Зачем маркетологу уходить в консалтинг

Моя последняя позиция до перехода в консалтинг — директор по маркетингу и продажам в Нетологии. Там у меня была достаточно высокая зарплата, корпоративные привилегии и стабильность. В консалтинге — свобода. Я сама выбираю, с какими клиентами работаю, на какой основе и в каком объеме. Такая свобода в регулировании собственной загрузки для меня большой плюс, ведь я не привязана к одной компании и могу работать в своем режиме с теми, кто мне интересен. За год я консультировала более 50 компаний из разных сфер и разных эшелонов. Тут и постоянное развитие, и новые вызовы.

Я несколько раз выходила на тот же доход, что и раньше — когда в качестве консультанта по маркетингу вела особенно крупные проекты. Обычно я зарабатываю несколько меньше, чем на штатной позиции директора. Нюанс в том — и это еще один весомый для меня плюс, — что и времени на работу я трачу несоизмеримо меньше. Условно говоря, я зарабатывала 500 тысяч в месяц, но тратила на работу 40 часов в неделю. В консалтинге я зарабатываю 300 тысяч, но трачу в два раза меньше времени, от 10 до 20 часов в неделю. Если бы я занималась консалтингом столько же часов в неделю, сколько работала в найме, то вышла бы даже на больший заработок просто потому, что сейчас мой час работы стоит больше.

Не стоит думать, что перейдя в консалтинг, вы станете миллионером и значительно преумножите свой заработок. Но вы точно сможете регулировать и снижать свою рабочую нагрузку, при этом не слишком теряя в деньгах. Именно за этим в свое время в консалтинг пошла я.

Как маркетологу перейти в консалтинг

Если вы задумываетесь о переходе из найма в консалтинг, важно понимать: этот процесс лучше не начинать резко. Я бы рекомендовала начать с подготовительных шагов, а не сразу бросать основную работу. Попробуйте протестировать формат консалтинга, совмещая его с текущими обязанностями. Это позволит вам понять, подходит ли вам такой режим, и оценить потенциальные риски. В конце концов, где гарантия, что вам понравится этот формат?

Основная специфика консалтинга — нестабильность. Нестабильный доход, нерегулярные проекты. Но пока вы продолжаете работать в найме, вы регулируете нагрузку и заработок: например, можете взять одного-двух клиентов или заниматься чем-то в формате менторства. Это поможет посмотреть, как вы справляетесь, насколько вам комфортен такой режим, и, конечно, примерно понять, сколько вы можете заработать на регулярном консалтинге.

К тому же, пока вы в найме, вы можете ссылаться на свою текущую работу. Маркетолог, который работает в компании и показывает хорошие результаты, вызывает больше доверия, чем специалист без портфеля проектов. Это важный момент: люди охотнее обратятся к тому, кто доказал свою экспертность на примере реальной работы.

Конечно, совмещать консалтинг с наймом непросто. Не факт, что вашему работодателю эта идея понравится: вполне справедливы опасения, что в итоге, нагрузив себя клиентами, специалист перестанет справляться с основной работой. Скажу так: если правильно распределять нагрузку, проблем можно избежать. Я сама занималась консалтингом два года, параллельно работая в найме. У меня не было большого потока клиентов — всего несколько компаний, которые я консультировала раз в пару недель. Это давало мне новые идеи, которые я потом применяла на основной работе.

Важно помнить: ваши обязательства перед работодателем и клиентами одинаково значимы. Если вы срываете сроки, это может навредить вашей репутации. Поэтому правильное планирование и оценка своих возможностей — ключ к успешному совмещению.

Личный бренд как основа

Консалтинг — направление, в котором значительную роль играет деловая репутация и известности в нише. И если вы не ноунейм-маркетолог, работу которого сложно оценить просто потому, что она незаметна, а, например, head или CMO, у вас есть привилегия стать не просто экспертом, но специалистом по консалтингу.

Работая в компании, вы можете задействовать её PR-ресурсы: статьи, выступления, вебинары — всё это будет работать на вас. Даже если сейчас это кажется частью ваших обязанностей, в будущем вы сможете использовать эти материалы для продвижения своего личного бренда.

Например, если вы участвуете в конференциях или даете интервью пусть для корпоративного блога, ваш профессиональный профиль становится сильнее. В дальнейшем, полностью переходя в консалтинг, у вас будет наглядное «портфолио» вашего опыта, которое и сможет привлечь новых клиентов.

Как найти первых клиентов

Часто первые клиенты приходят через знакомых или социальные сети. В моём случае это были люди, которые находили меня через Facebook* (компания Meta признана террористической на территории РФ — Прим. NewBiz), LinkedIn или писали по рекомендациям. Активность в социальных сетях и ведение Telegram-канала тоже помогает. Даже простое упоминание, что вы открыты для консультаций, может привести к новым проектам.

Не бойтесь рассказывать о своей работе. Многие специалисты делают контент для своих блогов в Telegram или запрещенной соцсети, но не рекламируют свои услуги напрямую. Почему? Если вы прямо скажете, что можете консультировать, и объясните, в чем ваша ценность, клиенты сами вам напишут. И, конечно, работает реферальная система: довольные клиенты будут рекомендовать вас своим знакомым.

Какие услуги востребованы

Сейчас в маркетинговой среде особенно популярны несколько направлений консалтинга:

1. Карьерное консультирование
Как правило, речь в этом случае идет об индивидуальном сопровождении конкретных заказчиков, которых проще назвать «менти» — то есть просто ученики на наставническом языке. Это люди, которые пока не обладают достаточной экспертизой в тех или иных вопросах и хотят получить поддержку эксперта. Чтобы найти таких заказчиков, можно зарегистрироваться на одной из менторскиих платформ.

  • Помощь с резюме и сопроводительными письмами.
  • Подсказки по карьерным трекам и развитию в компании.
  • Подготовка к собеседованиям в крупных компаниях, специфику которых вы хорошо понимаете.

2. Маркетинговый консалтинг
Это, можно сказать, «директор по маркетингу на фрилансе». Это работа с компаниями, которым нужен эксперт, но не на полную ставку.

  • Аудит стратегий.
  • Поиск точек роста.
  • Подсчет финансовых моделей.
  • Разработка маркетинговых кампаний.

3. Коучинг
Я не занимаюсь этим видом консалтинга, хотя он довольно популярен среди тех маркетологов, которые хотят продолжать развиваться в своей компании, но не понимают, как выстроить такой карьерный трек, а порой не замечают минусов своей работы.

Сложности консалтинга

Но есть и минусы. Доход нестабилен, обратная связь от клиентов приходит не всегда. Это иногда фрустрирует: ты не знаешь, помог ли ты на самом деле. В найме проще: у вас есть регулярные оценки от руководства и четкое понимание своей ценности.

Очевидно, при работе на себя приходится отказаться и от корпоративных плюшек: ДМС, оплачиваемых спортзалов, психологов, занятий английским и подобных приятных штук.

Еще один минус — высокая ответственность. Всё зависит от вас, и ошибки могут сильно ударить по репутации. Но для меня это скорее вызов, чем недостаток.

Если вы хотите перейти в консалтинг, начните с малого. Совмещайте новую деятельность с основной работой, развивайте личный бренд, не бойтесь рассказывать о себе и искать клиентов. Постепенно вы сможете создать устойчивый поток заказов и полностью перейти в этот формат.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.

К ДРУГИМ СТАТЬЯМ