08.04.2025

Тренды в графическом дизайне 2025: влияние разных сфер на их формирование

АКТУАЛЬНО | КОЛОНКА
Мы привыкли видеть десятки подборок, собранных по принципу «тренды». Но эта статья — другая. Во-первых, здесь мы рассматриваем не просто тренды графического дизайна 2025 года, а их истоки. Ведь дизайн, как и всё вокруг, не возникает в вакууме — он отражает более глубокие социокультурные движения. Во-вторых, мы проследили, как на визуальный язык влияют технологии, поп-культура, музыка, мода и даже текущее настроение общества. Это не просто список актуальных стилей, а попытка понять, почему они стали важными именно сейчас.

Даниил Фишкин, CEO дизайн-студии sueta, разберёт пять самых ярких трендов в графическом дизайне и проиллюстрирует их удачными кейсами.

1. Возвращаемся к истокам

Наличники, хохломская роспись и ободки-кокошники. Славянский вайб ярко проявлялся за последний год в самых разных сферах: от моды до геймдизайна. И, скорее всего, продолжит масштабироваться и расти в 2025 году.

Интерес к аутентичности, локальным культурам, ремесленничеству — логичный ответ на повсеместность технологий и artificial-продуктов. Предшественником этого направления стал тренд на экологичность, который «обрусел» и расширился. Кому-то может показаться, что этот тренд навязан принудительной русификацией (вспомним Рексону и Сьёс), но на деле оказывается, что интерес к русской айдентике привлекает современный креативный кластер сам по себе.

Родная эстетика не заканчивается на сказках и наличниках. Важной частью стала тяга к ручной работе. Традиционные вышивки на одежде, деревянный декор, ресайкл ковров со стены и старых детских пледов в модные предметы одежды. Вещи со смыслом и историей, созданные кропотливым трудом, снова в моде — как и всегда.

В графическом дизайне хендмейд выразился в виде рукописных шрифтов и элементов, имитации паттернов вышивки, гравюр, орнаментов. «Русскость» часто сочетается и с другими стилями, но об этом дальше.

Для себя мы выделили несколько особенностей тренда:
— использование кириллицы в декоративном и смысловом ключе;
— эстетика лубка, фольклора, народных орнаментов и узоров;
— рукописные шрифты и элементы дизайна, хендмейд;
— эко-стилистика и натуральные текстуры.

Запустите подбор агентства бесплатно!

NewBiz - бесплатный сервис для уверенного выбора исполнителя в сфере рекламы и маркетинга, основанный на статистических данных.

А что по кейсам?

Минимализм, пикселизация и аутентичность от Вячеслава Правдзинского. Символ современной России двуглавый орёл сделан одновременно в пиксельной графике, которая очень тесно перекликается с обереговой вышивкой. В коллаборации с брендом «Соворотка», которые тоже по-новому смотрят на традиционную славянскую одежду, получилась очень достойная работа.

Синематик про Перуна «ISTOK», созданный на движке Unreal Engine. Детальная проработка славянского фольклора, аутентичный леттеринг и «своё видение» известных с детства мифических существ.

2. Ностальгия: 90-е и Y2K

Кислотные градиенты, анимированные гифки, глитч-эффекты и пиксельные шрифты — всё это можно было бы назвать «визуальным мусором» эпохи раннего Web 2.0. Но в 2025 году это новый стиль и осознанный выбор. А всё потому, что ностальгия работает безотказно. Современные миллениалы переживают это через VHS-эстетику и постеры в стиле 80-х, а зуммеры погружаются в PlayStation 1 и первые флеш-игры.
Возвращение в «эпоху своей молодости» — не новое явление. В условиях какой-либо нестабильности и потери явных ориентиров люди неизбежно тянутся к знакомому, тёплому и родному из детства. Ещё и потому, что мозгу нравится играть с нами и романтизировать прошлое, в котором нас уже нет. Так дизайнеры находят вдохновение в старых цифровых интерфейсах, эстетизируют несовершенство первых интернет-дизайнов и осознанно встраивают элементы визуального хаоса в современные проекты.

Но не только технологии девяностых и нулевых стали предметом восхищения современных креаторов. Многие черпают вдохновение и из советской эстетики с её гротескными шрифтами, винтажным флёром, жёсткими геометрическими композициями и минимализмом в духе конструктивизма.

Как же мы идентифицировали этот тренд:
— яркие градиенты, глитч-эффекты, пиксель-арт;
— дефолтные системные шрифты Windows 95/XP как новый декоративный инструмент;
— коллажность, клип-арт и лоу-фай-иллюстрации в духе старых рекламных баннеров;
— намеренная «дешёвость» и «замусоренность».

А что по кейсам?

«Художественное конструирование СССР» — это не просто красиво оформленная книга, а объект желания для любого дизайнера, вдохновлённого ретрофутуризмом. Брутальная типографика, контрастные цвета, мощная композиция — если бы в 90-х в России активно выпускали артбуки о графическом дизайне, они выглядели бы именно так.
Пример того, как академическое наследие и олдскульная эстетика могут соединиться в актуальном цифровом формате — сайт «100 лет ВХУТЕМАС». Он словно впитал в себя графическую эстетику 90-х: резкие композиционные решения, динамичные элементы, цветовые решения, балансирующие на грани авангарда.
И премия за самый необычный календарь 2024 уходит Лилит Бирюковой из HSE University. Вместо тарелочек с котиками и цветочками — сервиз с иконой попсы, «раскладушкой» и вожделенной игрушкой детей 90-х.

3. Антидизайн: бунтарство против порядка

Гармония, удобство и минимализм отошли на второй план. Теперь мы идём по пути намеренного хаоса, деконструкции всего и визуального беспредела.

То, что раньше считалось «некрасивым» или «неправильным», становится выразительным художественным приёмом. И если вам хочется отвести взгляд от дизайна и сказать «это очень странно и неловко», перед вами антидизайн.
Тренд своего рода бунт против предсказуемого минимализма и стерильного UX-дизайна, который уже приличное время доминирует в цифровой среде. Если вам надоели «вылизанные» дизайны, добро пожаловать! Тут всё можно, или нельзя. Правил нет, вы устанавливаете их сами. Антидизайн — способ сломать привычную картину мира и заявить о себе максимально громко, абсурдно. Приёмы раздражают, но притягивают взгляд. Шаблоны ломаются и заставляют пошевелить мозгами в попытке ответить самому себе на вопрос — а это вообще красиво?

Быть странным сегодня — уже даже не тренд, а необходимость, чтобы среди всего визуального шума стать ярким заявлением.

Важные поинты «антидизайна» по версии авторов статьи:
— намеренное разрушение композиции;
— абсурдные сочетания визуальных элементов;
— размытие, дисторсия, искажение, многослойность;
— панк-эстетика, грязные текстуры, эффект фотокопий и DIY-коллажи;
— шрифты, использовать которые — моветон.

А вот и кейсы:

Neo-Cringe Aesthetic — подборка работ в духе антидизайна. Комментировать это так же сложно, как долистать все плакаты до конца. Невозможно описать, можно только прочувствовать.
3D, иллюстрации, коллажи, классика и видео. Яркий пример от Sholotch, как собрать портфолио через антидизайн, отразив особенности каждого кейса и не скатиться в типичное «картинка плюс описание».
Если вы хоть раз говорили, что не будете использовать курсив, стоит изменить своё мнение. Теперь таким приёмом антидизайна пользуется студия Артемия Лебедева.

4. Интерактивность: дизайн, который реагирует

Статичный дизайн пока что безусловно главенствует в сфере, но… Персонализация, динамика и геймификация выходят на первый план, оживляют дизайн, стирают границу между автором и зрителем. Буквы двигаются, элементы реагируют и видоизменяются, адаптируясь под смотрящего.

Люди перенасыщены контентом, у всего есть конкуренция, поэтому приходится искать новые способы в борьбе за внимание. Скачкообразное развитие технологий и интеграция ИИ позволяют выходить на всё новые и новые витки взаимодействия между дизайном и человеком.

Вместо того, чтобы просто смотреть, теперь можно взаимодействовать. Буквы двигаются, элементы меняются в зависимости от того, как ты их смотришь или касаешься. Всё это создаёт эффект, что дизайн не просто на фоне, а работает с тобой.

С одной стороны, это тренд, а с другой — закономерное вхождение современных технологий во все сферы жизни. Нам нравится всё, на что мы можем повлиять, стать соавтором и непосредственным участником действия.

Вы и сами представляете, но мы всё же перечислим то, что относим к этому тренду:
— айдентика в движении и трансформация контента под пользователя;
— реакция дизайна на взаимодействие: скроллы, наведение курсора;
— иммерсивность, AR и VR, который выходит за границы сайтов и билбордов;
— микроанимации и микродвижения в мобильных приложениях.

Свежие кейсы, иллюстрирующие наши размышления
Как в кейсе Historia Academy, где появились интерактивные блоки. Наводишь курсор — что-то меняется. Ориентироваться проще, хочется потыкать во всё и узнать, а что будет.
Дизайн идёт дальше и встраивает новые элементы в уже существующие, заставляя обратить внимание, узнать больше. Так, на генеральных планах домов и кварталов ПИК появляются милые 3D-пасхалки, что дарят скидки на квартиры.
И, пожалуй, самый известный и показательный вид кейсов — интерактивная упаковка. Дизайн приглашает тебя попробовать продукт и сделать из взаимодействия нечто большее — например, взмахи крыльев бабочки на обычных влажных салфетках.

5. Сюрреализм: цифровая сказка и искусственный разум

Добро пожаловать в сказочный мир цифровых сновидений, где границы между возможным и невозможным стираются. Здесь вас ждут сюрреалистичный визуальный язык, уму непостижимые формы, текстуры и персонажи, а также погружение в новый мир генеративного контента.

Да, сюрреализм и выход за грани привычного снова в тренде. Но если раньше это было что-то в стиле картин Дали, домов от Захи Хадид и инсталляций от Ес Девлин, то сегодня мы выходим на новый виток, где соавтором креатора становится искусственный интеллект.

Нейросети помогают создавать визуал, напоминающий сон: размытые светящиеся картинки, гипердетализированные, но лишённые логики создания, текстуры и паттерны. Простор для фантазии безграничный, лишь бы научиться писать правильный промпт.
Вот бабушкины соленья превращаются… В гигантские банки, которые надо доставлять на грузовике Яндекс Go.

Вполне логично увидеть в дизайне что-то «за гранью» при условии, что мы постоянно находимся в поиске новых средств выражения смыслов. Мы стремимся передать ощущения, которые невозможно описать словами и существующими визуальными эффектами. Усталость от привычного толкает на поиски несуществующих форм, которые сразу же привлекают внимание чувственного восприятия новизной и ассоциативными рядами.

Думаю, ИИ и нейросети также открывают дороги новичкам и тем, кому может недоставать hard-skill’ов в графическом дизайне. Достаточно понять, что ты хочешь сказать — и вот готова картинка. Без сложного 3D-моделирования и многочасовой ретуши.

Как маркировать этот тренд? Мы думает, вот так:
— использование нейросетей для создания контента;
— dream- и circus-эстетика с элементами нереального, магического;
— нереалистичные вещи, выглядящие очень реалистично;
— ИИ как соавтор, который вносит свои смыслы случайным образом;

И последний на сегодня кейс.
«Поле чудес» и оппенинг аниме. Или может старые добрые дальнобойщики? В какой вселенной можно представить что-то подобное? Теперь в нашей. Выбирайте любой пост Александра Доброкотова на канале «Ai Molodca» — это и будет иллюстрацией нашего тейка про сюрреализм.

Всё, что происходит в мире, так или иначе влияет на графический дизайн. Он становится живым и многослойным, отказывается от привычной и местами даже банальной эстетики в пользу эклектики, экспериментов и простора для самовыражения.

Обращение к истории даёт нам пространство для переосмысления и перепроживания «старого» в контексте «нового». Антидизайн учит принимать хаос и проявлять креативность на 110%, отказываясь от каких-либо сдерживающих рамок. А нейросети открывают этот кран на все 200%, включая в процесс творения автора, искусственный интеллект и зрителя.

Классифицировать тренды — всегда про отставание. В них нужно жить и создавать, улавливая настроения и предугадывая желания аудитории. В суете мы стараемся следить за процессами и веяниями, конструируя для брендов визуальный стиль, откликающийся времени и контексту.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.

*Признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ