1. Ритейл-медиа как главный драйвер ростаСогласно New Retail, по итогам 2025 года объем рынка ритейл-медиа достигнет 495 млрд рублей, демонстрируя годовой прирост в 34%. Этот показатель почти в два раза превосходит общие темпы роста рекламного рынка в России, составляющие 18%.
Драйверы роста:- Развитие собственных рекламных платформ у ритейлеров
- Интеграция онлайн и офлайн рекламных форматов
- Фокус на первичных данных клиентов для точного таргетинга
Ключевые изменения в особенностях performance-стратегий: - Продвижение внутри каталогов: оптимизация карточек товаров (SEO внутри площадки), использование платных инструментов продвижения, акции и скидки.
- Работа с отзывами и рейтингами: управление репутацией на площадке критически важно для конверсии – согласно исследованию RQ, 86% покупателей готовы изменить свое мнение о покупке под влиянием отзывов.
- Динамический ремаркетинг как основной драйвер: технологии динамического ремаркетинга (показ именно тех товаров, которые пользователь просматривал или добавлял в корзину) в 2025 году является абсолютным must-have. В условиях высокой фрагментации лояльности и обилия выбора, «напоминание» о конкретном товаре или бренде значительно повышает конверсию.
2. Омниканальность как стандартСогласно исследованию Omni Retail Rating 2024, лидерами омниканальности стали «ВкусВилл» и «Перекрёсток». Компании с эффективными омниканальными стратегиями сохраняют 89% клиентов против 33% у конкурентов.
Основные элементы омниканальности:- Интеграция всех каналов взаимодействия с клиентом
- Единая система управления программами лояльности
- Персонализированный клиентский опыт
3. Гибридные стратегии (Performance + Brandformance). Чистый performance (погоня за немедленными продажами) уже недостаточен, так как данный инструмент только обслуживает спрос, но не формирует его.
Ключевые особенности:
- Бренды, особенно новые, активно инвестируют в «brandformance » кампании – рост узнаваемости, создание позитивного цифрового образа, а также в управление репутацией, работу с отзывами.
- Это строительство фундамента для формирования горячего спроса и долгосрочной лояльности, без которого эффективность прямых продажных кампаний падает.
«Новые российские бренды, заменившие ушедших игроков, изначально не обладают узнаваемостью. Их путь в корзину потребителя лежит исключительно через цифровые каналы, а именно brandformance- и performance-инструменты: контекстную рекламу по категориям и интересам, таргетированную рекламу в соцсетях, агрессивное продвижение на маркетплейсах с акцентом на отзывы и рейтинги. Потребитель часто пробует новый бренд именно под влиянием точечного рекламного воздействия, а не многолетнего доверия» — поделился Ярослав Корнев.
4. Программы лояльности нового поколенияПо мнению Любови Артюшиной, современные программы лояльности в фуд-ритейле характеризуются высокой степенью персонализации и интеграции с цифровыми каналами.
Ключевые особенности:- Безбумажные программы с мобильными приложениями
- Использование Big Data для персонализации предложений
- Интеграция с различными каналами продаж
Ярослав Корнев«Использование CDP (Customer Data Platforms) и AI для анализа поведения покупателя (онлайн и офлайн) вышло на новый уровень. Ритейлеры и бренды простраивают подробную сквозную аналитику, собирают и сегментируют аудиторию не только по демографии, но и по реакции на смену брендов, чувствительности к цене, лояльности к СТМ, предпочтениям в категориях. Это позволяет показывать максимально релевантные предложения: акции на аналоги ушедших брендов, знакомство с новыми СТМ в любимых категориях, кэшбэк за пробные покупки новых марок, стимулирование покупок за счет сезонных предложений, тематические мероприятия (например, Итальянские недели, Пасхальные выходные и т.д.)»5. «Проблематика» поискаПотребители столкнулись с необходимостью заново искать замену любимым товарам.
Ключевые особенности:
- Резко усилилась роль поисковых запросов (как в Яндексе, так и внутри маркетплейсов и агрегаторов) и сравнения товаров онлайн.
- Такие поисковые слова, как «[старый бренд] аналог», «[категория] российский производитель», «чем заменить [продукт]» стали горячими точками для performance-кампаний, побуждающими регулярно обновлять семантическое ядро рекламных кампаний и отталкиваться в УТП и объявлениях именно от потребности в замещении искомых продуктов.
6. Рост важности PL (Private Label)Собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров, активно развивавшиеся и до 2022 года, получили мощнейший импульс. Если говорить в цифрах, то доля СТМ в выручке десяти лидеров FMCG-сегмента в 2024 году составил 24,9%, в 2025 году ожидается дальнейший рост и развитие, пусть и с меньшими темпами.
Среди игроков, которые развивают свою СТМ крупнейшим является «ВкусВилл», у которого по итогам 2024 года доля СТМ в выручке составляет 95%. За ним следует торговая сеть «ДА!» с долей в 50%. Третью позицию занимает «Чижик» — 47%.
Ключевые особенности:
- Рост инвестиций во все форматы рекламы продукции и бренда именно СТМ, выделяя их ценовое преимущество, сопоставимое качество и «эксклюзивность» (доступно только в этой сети).
- Корзина с заметной долей СТМ стала новой нормой для многих.