11.12.2024

Как сохранить креатив (и себя) в токсичной среде?

УВЕРЕННО | КОЛОНКА
Что делать, когда креативность тонет в море токсичности, а рабочие будни больше напоминают выживание, чем творчество? Анастасия Григорьева — директор по продуктам Invisible Force (экс «Культура Инноваций»), разработчик методологии InForce Teams, ментор и бизнес-коуч более 70 команд — делится, как противостоять давлению и негативу, чтобы не дать токсичной среде погубить ваш (и командный) творческий потенциал.

Токсичность против креатива

У меня грустные новости, друзья. По результатам нашего исследования, 75% людей сталкиваются с токсичностью на работе. Токсичность в коммуникациях — такое же вредное производство, как и химический завод, но «молоко за вредность» нам, увы, никто не выдает.

Под токсичностью мы понимаем деструктивные коммуникации, которые могут включать грубость и агрессию, обесценивание, манипуляции, газлайтинг и нарушение договоренностей. Это далеко не полный список маркеров токсичности в корпоративной среде.

Особенно токсичность обостряется в условиях отсутствия партнерской позиции (культуры власти), поджимающих дедлайнов, кризисов и стресса. Сильнее всего бьет она по креативному процессу и инновациям и, конечно, по самому человеку и его вере в себя.
Поэтому конец года — самое время поговорить о том, как «надеть маску на себя».

Почему токсичность так опасна для креативности…

...а, следовательно, и для работы маркетологов и креативных агентств. И да, если меня читают заказчики из бизнеса: когда вы давите и токсично относитесь к своему агентству или CMO, вы сами портите себе результат, а заодно и репутацию, потому что сотрудники, уходя из компании, охотно делятся именно негативом.
Итак, почему токсичность вредит креативности? Во-первых, люди в токсичной среде находятся в режиме самосохранения и экономии энергии. В стрессе мозг не может думать ни о чем, кроме угрозы или своей проблемы, не то что генерировать идеи.

Мы подтвердили это научным экспериментом, который проводили в рамках разработки методологии InForce Teams. Попросили две команды выполнить одну креативную задачу: сочинить сказку из набора слов, которые нельзя было использовать дважды.

Одна команда находилась в психологически безопасной среде, а вторая стала свидетелем инсценированного конфликта. Команда в токсичной среде справилась с задачей за 9 минут, тогда как команда в спокойной обстановке — за 3 минуты и 34 секунды. Кроме того, участники, подверженные токсичности, поделились, что не могли думать ни о чем, кроме происходящего вокруг.

Во-вторых, для креативности важны разные точки зрения и опыт. Пять людей с одинаковым мнением и опытом вряд ли придумают что-то прорывное; они скорее будут подтверждать убеждения друг друга, что ведет к образованию слепых пятен и творческому тупику.

Вариативность и многообразие — критически важное условие для креатива и инноваций. Но чем больше точек зрения, тем вероятнее повышение напряжения, споров и дискуссий, для которых нужно создать безопасную среду.

Исследование Хенрика Бресмана и Эми Эдмондсон доказывает, что при отсутствии психологической безопасности и высоком многообразии производительность команды критически падает. Поэтому, если хотим высокий креативный потенциал, важно поддерживать оба фактора в среде.
В-третьих, давайте посмотрим, как токсичность влияет на каждый этап креативного процесса. В основе описания креативного процесса лежит методология «Технология инсайта».
  1. Понимание проблемы, задачи или потребности клиента. Здесь нужна эмпатия, но в стрессе она сильно снижается. Если речь идет об исследовании аудитории или запроса клиента, то, находясь под токсичным давлением, человек не может думать о чужих проблемах и потребностях, так как часто не закрыты его базовые потребности (в безопасности, уважении, признании). Сложно думать о ком-то еще, когда сам находишься в фрустрации.
  2. Этап насыщения и поиска ответов. Здесь важно быть открытым к новой информации, идеям и опыту, чтобы раскачать вдохновение. Но в токсичной, небезопасной среде человек закрыт, образуется тоннельное мышление. От экспериментов и смелых идей человек также отказывается, так как это небезопасно. В эксперименте высока вероятность провала, что является уязвимостью для любого человека. Поэтому на этапе насыщения крайне важно дать людям почувствовать себя в безопасности.
  3. Отбор подходящих идей. В токсичной среде люди предпочитают не высовываться и не рисковать лишний раз, выбирая самые безопасные идеи и отказываясь от смелых. Также процветает критика чужих идей, так как люди начинают видеть в этом угрозу и часто чувствуют себя недооцененными, поэтому боятся успеха других.
  4. Переработка информации и рождение инсайтов. На этом этапе мы должны отпустить мозг и дать ему переработать собранную информацию. Часто именно тогда рождаются те самые идеи. Вспомните, когда вам приходят самые классные идеи? Мне — в душе или перед сном, даже есть хэштег для команды "идеи из душа". Только вот в токсичной атмосфере идеи не рождаются, так как мозг все время "на шухере", мобилизован и занят обдумыванием токсичных ситуаций.
  5. Протестировать и представить идеи миру. В состоянии стресса и страха мы склонны воспринимать обратную связь как опасность, защищаться от нее, а лучше вообще никому не рассказывать про свою идею.
Представьте, сколько шансов на крутые и креативные идеи, которые могут улучшить, а иногда спасти бизнес, теряется на каждом этапе, когда среда в команде токсичная?

Окей, InForce, а что с этим делать?

Во время нашего исследования токсичности в корпоративной среде мы выявили 10 стратегий реакции на токсичность:
  1. Не идти в принципе в токсичные компании (иметь свои «красные флаги» для собеседований и собирать рекомендации заранее).
  2. Уходить из токсичных компаний, если уж проглядели.
  3. Бороться с токсичностью и культурой (благородно, но энергии надолго не хватит).
  4. Держать свои границы и возвращать людям обратную связь, проявляя эмпатию к себе.
  5. Стать буфером для своей команды и коллег, создавая уютный микроклимат (героически, но бывает больно).
  6. Принимать токсичность как часть реальности и строить разные стратегии коммуникации, но не разрушаться от нее (иногда жесткие).
  7. Терпеть токсичность, пока закрываются другие потребности (интерес к проектам, деньги, стабильность и т.д.).
  8. Отвечать токсичностью на токсичность, тем самым увеличивая ее объемы.
  9. Использовать токсичность как инструмент достижения своих целей (можно вполне "успешно", вопрос репутации, этики и отношений с другими).
  10. Принимать все на веру и искать проблемы в себе (особенно свойственно сотрудникам на первом месте работы, ведь они еще не знают, что нормально, а что нет, и особенно уязвимы).
Выбор стратегии зависит от вашего уровня толерантности к токсичности, текущего состояния, энергии и целей. Стратегии могут меняться — так, кстати, было и со мной.

Когда-то я попала в токсичную среду и войну между департаментами. Сначала боролась за справедливость, инновации и мир во всем мире, потом злилась и начала играть по правилам системы, потом разочаровалась и приняла решение, что это не соответствует моим ценностям и разрушает меня.

Но если бы вы меня спросили, какая стратегия самая «здоровая» для вас и системы, я бы сказала: держать свои границы и возвращать людям обратную связь.

Что поможет?
  • Распознать, что перед вами токсичность. Я выделила более 10 красных флагов: агрессия и грубость, унижения и оскорбления, обесценивание в разных формах, игнорирование, нарушение личных границ и переход на личности, манипуляции и угрозы, давление властью и доминирование, неспособность к конструктивному разговору, несоблюдение договоренностей и правил, газлайтинг. Зная о них, можно отловить опасное для себя поведение.
  • Проявить осознанность и внимание к себе. Осознать, какие эмоции вы испытываете? Что чувствуете в теле? Какие мысли возникают? Какие ваши потребности не реализуются при столкновении с токсичностью?
  • Дать себе поддержку. Взять паузу, отдохнуть, выйти из коммуникации, привлечь другого человека, обратиться за помощью и поддержкой.
  • Понять, где ваши границы нарушены. Сформулировать свои границы и что для вас «не норма». Осознать, почему это для вас не норма, какие ценности или потребности нарушает.
  • Обозначить границы для другого человека. Сказать, что для вас недопустимо. Например: «Когда ты высказываешься о моей работе фразами 'это полная чушь/бездарность/даже стажер справился бы лучше', я чувствую себя униженным, и мне очень неприятно. Для меня недопустимы такие формулировки в оценке моей работы, так как я вкладываю туда много сил, и мне важно, чтобы со мной говорили как с профессионалом. Мог бы ты выбирать другие формулировки и давать конкретную обратную связь?»
  • Будьте твердыми, и если человек не слышит, обозначьте «санкции», но не манипулируйте и будьте последовательны. Говорите только о том, что действительно можете применить. Например: «Если это повторится, то я больше не буду брать проекты твоих клиентов/тебе придется работать с другим менеджером/я буду вынуждена привлечь кого-то в роли медиатора для обсуждения ситуации».
  • Поблагодарите человека за понимание и себя за заботу о себе.
Рекомендую каждому, кто столкнулся с токсичной ситуацией, прочитать книгу Шахиды Араби «Токсичные люди». Уже одно только знание позволяет выйти на другой уровень коммуникации.
И, конечно, всегда, как в самолете, «надевайте маску сначала на себя». Проявляйте эмпатию к себе и другим, выбирайте здоровые и поддерживающие коммуникации — и добра в мире станет больше.

Буду ждать вас с запросом на консультации в BLOOM в направлении HR и построения корпоративных культур.

Больше информации в нашем телеграм-канале. NewBiz Медиа — проект о новом лидерстве, лучших бизнес-практиках, аутентичном управлении и уверенном выборе решений, определяющих будущее брендов и отрасли.

К ДРУГИМ СТАТЬЯМ