ИЗ МОДЕЛЕЙ В АККАУНТЫ
Я очень долго думала, какое обобщающее понятие придумать для себя, и поняла, что я — художник-предприниматель. Потому что все мои бизнес-проекты — не просто голый бизнес «купи-продай» про прибыли и деньги. В большей части я занимаюсь смыслами, хочу привносить социальный импакт в индустрию. Может поэтому многие друзья говорят мне, что мой девиз — безумие и отвага. Вряд ли кто-то осмелится делать то, что делаю я. Но мне просто нравится творить свою бизнес-реальность.
Я выросла в Орле. Папа очень рано погиб – мне было всего шесть лет. Поэтому мы с мамой всегда были маленькой командой. Довольно рано я поняла, что мне нужно работать, чтобы хоть как-то помогать маме. Жили мы не очень богато, а иногда было прямо-таки тяжело. Мама фокусировалась на том, чтобы обеспечить меня, а потому и моей главной задачей было ее не подвести.
В какой-то момент я попала в моделинг, где меня быстро заметили скауты. Начали приглашать во Францию, Италию. Все развивалось стремительно, а я была только рада: могла зарабатывать деньги и помогать маме. Так в 14 лет я оказалась в Москве, потому что меня пригласили на какой-то конкурс. И вот стою маленькая я, худая-худая, зато с большущей сумкой, напротив огромного здания. Наверное, тогда-то я и поняла, что этот город — мое место, я буду в нем жить. Ритм этого города я хотела черпать полной ложкой.
Моделинг сделал меня более открытым, космополитичным человеком. Я научилась быстро входить в контакт с людьми, находить общие темы и в целом говорить на английском языке. Но мне не нравилось ощущение того, что от меня практически ничего не зависит. Мне хотелось перейти в более контролируемую историю и развиваться дальше.
На показе Chapurin я познакомилась с PR менеджером из команды дизайнера. Она рассказала мне, как пройти стажировку в компании, как писать резюме. Для меня это стало первым соприкосновением с миром рекламы.
Я пошла к своему менеджеру в модельном агентстве и прямо спросила: «Ты не знаешь, как мне попасть в рекламу?». Тут выяснилось, что ее муж — Николас Дадиани, на тот момент руководитель отдела по работе с клиентами в компании Young & Rubicam Moscow. И я попала на стажировку.
Реклама казалась мне каким-то дивным новым миром. Смотрелось, правда, местами смешно: в начале у меня даже не было нормальной одежды, поэтому я приходила на стажировку в короткой юбке, на каблуках. «Боже, кто эта девочка?»
Сейчас я смотрю на наших стажеров и вспоминаю себя. Я, честно говоря, не знала даже, как поставить человека в копию — не понимала, что это такое и чего от меня хотят. Но если мне давали пример, я круто делала задачу с первого раза. Не знаю, как так получалось, но выходило хорошо. И вот, начав активно строить карьеру еще с самых низов, в итоге я получила зрелый аккаунтский опыт.
КАК ПРОЯВИТЬ СЕБЯ
Я попала в клиентскую службу, то есть в самое ядро рекламной сферы. Но аккаунтом я всегда была довольно творческим, поэтому часто подключалась к работе креативного отдела. Мне нравилось вносить свой вклад в создание нового продукта, а не только общаться с клиентами.
А в какой-то момент я услышала от своего друга про MBA. Загуглила, что это такое, нашла грант. И каким-то магическим образом выиграла его. В итоге в 24 года я получила степень и тогда же родила своего первого ребенка. Короче, из декрета я вышла прокаченной, с новым пониманием того, как работает бизнес. Но смелости для открытия своего дела мне тогда не хватало.
Основатель
сервиса по выбору агентств NewBiz, сооснователь
MarCom Club
Основательница NewBiz Екатерина Беретарь —
о том, как достичь успеха вопреки обстоятельствам
Не решившись открыть собственный бизнес, я начала мечтать о работе в Google. Изучила про компанию всевозможные статьи, книги, и стала просто представлять, как хожу по коридорам корпорации. При этом про IT я ничего не знала — для меня это был какой-то космос. Впрочем, возможно, одного моего чрезвычайного сильного желания в итоге хватило: у нас случился тендер на Google.
Я пыталась вписаться в него всеми правдами и неправдами. Клиент так вдохновил меня, что в итоге я даже сделала сценарий и раскадровку ролика для презентации. Тут важно оговориться, что верхушка нашего агентства тогда состояла из экспатов. И наш креативный директор крайне не любил, когда аккаунты лезли не в свое дело. Так что я с дрожащими руками понесла прототип нашему групп-хеду, который сразу меня успокоил: «Это очень круто. Ролик надо показывать».
В итоге на презентацию взяли и меня, и ролик. У нас был какой-то стратег, который любил всегда быть на первых ролях. И тут как это? Меня хвалят, мне дают шанс презентовать нашу работу. Тогда этот стратег подошел ко мне и сказал: «Ты, Катя, не переживай. Ты справишься. Только подготовься — напиши текст. И защитишь свой слайд».
До этих слов я не то чтобы о чем-то беспокоилась. Но после стала переживать: действительно, это ведь Google, о котором я мечтала. Написание текста вообще меня разобрало, в какой-то момент я просто перестала верить в себя. Мне казалось, что тот стратег просто насмехался надо мной. И вот, заходя в лифт со сценарием в руках, я вспомнила фразу Стива Джобса: «Не позволяй шуму чужих мнений заглушить твой внутренний голос».
Сценарий я выкинула, а себе сказала, что мой слайд будет самым крутым во всей презентации. В итоге представители клиента всю презентацию сидели в компьютерах, но именно на моем слайде они закрыли ноутбуки и уставились на меня. А позже признались, что у них мурашки пошли по телу. Позже наш СЕО говорил мне, что впервые в жизни видел, какой «деловой секс» может устроить аккаунт на встрече.
Надо сказать, что тендер мы тогда проиграли. Но эта история многому меня научила.
В какой-то момент я перешла на работу в качестве директора во французскую компанию Publicis, которую сегодня в России представляет агентство «Родная речь». Мне сразу дали команду и сложный бизнес в клиенты. При этом для нас это был ключевой партнер, с которым все никак не получалось достичь классных результатов.
В итоге я смогла вырастить все показатели по клиентскому сервису с этим клиентом. К нам даже приехал француз из Парижа — взрослый, даже пожилой мужчина. Он тряс меня, целовал и говорил: «Что ты с ними сделала? И сколько тебе лет?» Да, его волновали только два этих вопроса.
Тем не менее внутри компании была токсичная культура. А в какой-то момент человека, которого я считала вообще самым токсичным, поставили во главе. И тогда здравый смысл покинул наши ряды. Работать стало очень сложно, а для меня это была ситуация, с которой я не могла справиться – человек стал переходить все границы. В какой-то момент он прямо нарушил мое личное пространство, и тогда я уже не могла молчать: попросила больше так не делать. Случился скандал, но это был первый раз, когда я выбрала себя.
НАЧАТЬ С НУЛЯ И УЙТИ В ОТРЫВ
Как раз после этого я поняла, что не могу ни минуты продолжать работать в агентстве. Я ушла. Высвободив место для нового, я почувствовала, как у меня появляются новые идеи для развития собственного бизнеса. Так, ориентируясь на опыт Штатов, я знала, что там крайне популярна история с консалтингом по подбору агентств в тендер — Agency Search. Порядка половины тендеров в Европе и США реализуются именно с привлечением этой услуги. Я решила, что смогу развивать и капитализировать ее в России.
Так появился NewBiz. Эту компанию я строю уже восемь лет. В начале приходилось буквально обивать пороги агентств, которые я пыталась привлечь в партнерскую программу. Знакомиться, выстраивать отношения приходилось в холодную, поэтому многие мне отказывали. Тогда даже стало казаться, что история со своеобразным маркетплейсом агентств — изначально провальная для России.
Конечно, сейчас ясно, что это были первые шаги, необходимые при создании паттернов потребления нового B2B продукта. Но в то время для меня куда больше значила изначальная уверенность в том, что эту историю надо делать. К слову, сейчас агентства, которые отказывали мне тогда — наши партнеры, с которыми мы часто коллаборируем. Недавно я поймала себя на мысли: «Неужели у меня получилось сдвинуть все это за 8 лет?».
Несколько лет назад я встретила своего партнера Настю Каримову, с которой мы вместе открыли MarСom Club. Сегодня он помогает мне виртуально управлять социальным капиталом и создает пространства для диалога между агентствами и клиентами.
СЛУШАТЬ ШУМ ЧУЖИХ МНЕНИЙ СЕБЯ
ИГРАТЬ ПО ЧУЖИМ СВОИМ ПРАВИЛАМ
Когда я стала предпринимателем, то вообще забила на чужое мнение. Мне нравилось экспериментировать, пробовать новое. Например, пробовала соединять театр и образование, технологии и искусство в разных своих проектах. Но другой предприниматель, нормальный человек, покрутил бы у виска, смотря на мои инициативы: «А где деньги, Зин?».
Действительно, я делала то, что чувствовала, а деньги всегда были на втором плане. Следующий большой вызов для меня — задача трансформировать NewBiz в IT-платформу. В IT я понимаю мало, так что для меня это настоящий челлендж. Но я уверена, что найду правильных проводников в эту историю. Иногда самые трансформационные моменты бывают не очень приятными, но главное, что мы проходим через них и становимся лучше.
Надо сказать, что ощущение, что ты точно знаешь, как надо, доверие к себе и своей интуиции — главная точка опоры для моей уверенности в том, что я иду в правильном направлении.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО — УЖЕ ВНУТРИ
Я думала про тему уверенности. И поняла простую вещь: мне важно выспаться, поесть, быть в физически собранном состоянии. Потому что если ты, например, не выспался, что угодно может выбить тебя из колеи.
Мне также помогает внутреннее чутье, которое подсказывает: «Ты точно в правильном потоке». Чтобы быть уверенным, важно оставаться в контакте собой, не изменять себе.
Важная для меня опора — моя семья. У нас с мужем двое детей, мальчик и девочка. А моя мама переехала из Орла и теперь живет рядом с нами, в соседнем подъезде. Как только мама переехала в Москву, я поняла: все, теперь я наконец дома.
Мы с мужем вместе 22 года, поэтому мой самый главный талисман — мое простое золотое обручальное кольцо. Недавно муж подарил мне еще одно кольцо, с бриллиантами — для меня оно тоже очень важно. Можно сказать, что это уже зрелая часть нашей пары. Мне очень нравится, что они разные.
В проекте [УВЕРЕННО] вместе с ювелирным брендом Shameless мы создали необычный браслет, с камнем-цитрином внутри. Камень желтый, а у меня желтые глаза. И часто люди замечают этот цвет летом, когда на радужку попадает солнце. Поэтому и этот желтый камень — абсолютно про меня. Я специально попросила, чтобы его поместили в браслет — как напоминание, что уверенность есть внутри каждого из нас. Но про камень знает только носительница браслета. Такой секретик!
Я считаю, что нужно тебе для успеха, есть внутри тебя. Была такая классная фраза у Моники Белуччи про актерство: когда актер играет роль, он должен разбудить одну из многочисленных спящих красавиц, находящихся внутри него. Мне кажется, что это тоже про уверенность. Вы чувствуете, когда она вам нужна — осталось просто ее разбудить.