«ВАЙБ ДИКОЙ ТАЁЖНОЙ ОТЛИЧНИЦЫ
ОСТАЛСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
Сейчас я занимаюсь профессиональным самоопределением, и с этой точки я — бизнес-тренер, консультант, преподаватель Вышки. Но по-человечески я филолог, книжный червь, лесная нимфа, бёрнер, мама — это очень важная составляющая, — массовик-затейник и человек контрастов.
Я родилась в Латвии, а выросла в городе Нижневартовск, центре Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Все контрасты, как мне кажется, начались с детства.
С одной стороны, я была такой книжной девчонкой, круглой отличницей. Я получала пятерки, за каждую пятерку мне давали пять рублей, а я зарабатывала себе на энциклопедию. Ее я принесла в дом с видом главного кормильца — потому что я несла знания. А самое яркое мое литературное впечатление детства — «Изумрудный город» Александра Волкова. Это была та книга, которую я читала ночью под одеялом с фонариком.
Читать я любила настолько, что мой дедушка периодически выкидывал мои книжки с балкона, чтобы я вышла за ними на улицу и хотя бы чуть-чуть прогулялась. Мы жили на третьем этаже в хрущевке, так что я просто спускалась, садилась под своим же балконом, где меня не было видно, дочитывала книжку и возвращалась. Прекрасный период жизни!
И как раз с дедушкой связана вторая сторона моего детства. Он работал на Самотлорском нефтяном месторождении вахтовым методом — неделя на работе, неделя дома. И вот когда он возвращался с работы, мы шли в тайгу, охотились, рыбачили. Я до сих пор отлично стреляю из ружья, умею ставить сети (в том числе ночью) и могу управлять лодкой.
Мне кажется, вайб дикой таежной отличницы остался со мной на всю жизнь.
В 12 лет мама забрала меня в Москву. Я решила поступать на филологический факультет МГУ. Для меня это был повод пять лет жизни с утра до вечера читать книжки и всем говорить, что я, вообще-то, учусь.
Филологическое образование кажется мне базовым для чего угодно. Филологов учат обрабатывать гигантские объемы информации, грамотно разговаривать. Впоследствии в маркетинге мне особенно пригодился навык понимания структуры сторителлинга, устройства фабулы. Все вокруг нас — история, и понимание красоты фабулы пригождается мне практически каждый день.
«МЕНЯ ПРИГЛАШАЛИ КАК ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ПРОСТО ХОТЕЛОСЬ РАБОТАТЬ»
С 14 лет я преподавала английский язык. Когда я поступила на первый курс филфака, у меня появился первый взрослый ученик — СЕО агентства Grape, на тот момент маркетингового агентства номер один в России, — на занятия с которым я приходила в его офис. У агентства были разные клиенты, в том числе экспаты и представители глобальных партнеров. Поэтому иногда меня, как человека с самым высоким уровнем английского, отправляли презентовать какое-нибудь предложение. Как человек, серьезно относящийся к сторителлингу, я переписывала эти предложения под себя, чтобы рассказывать их мне было приятно. Сами предложения тоже от этого выигрывали.
Через какое-то время меня стали просить делать то же самое с предложениями на русском языке, и постепенно я начала заниматься проектами. Как главного редактора меня пригласили в онлайн-издание Hot Digital, писать про digital-кейсы. Таким образом, каждый день мне нужно было отсматривать десятки зарубежных кейсов и тренд-репортов. Это было моим базовым образованием в маркетинге — сфере, в которую я вообще не планировала идти.
Можно сказать, что моя карьера — случайность. На первых курсах филфака я была уверена в том, что пойду по научному треку: публиковала переводы с латыни гекзаметром, даже сделала учебник английского языка. Но постепенно я поняла, что маркетинг — как раз про то, что я люблю. Люди, культура, язык, красота. А еще люди в маркетинге выигрывали за счет того, что все они — интересные, амбициозные, желающие что-то делать и что-то менять. Так я с ними и осталась.
Экс-директор
по маркетингу Дзена, фасилитатор, консультант, преподаватель ВШЭ
Алиса Задорожная — о том, каково всегда выбирать себя
ЖИТЬ ПО ЧУЖИМ
СВОИМ ПРАВИЛАМ
ДОВЕРЯТЬ СТЕРЕОТИПАМ СЕБЕ
Когда меня приглашали куда-то работать, то звали не на конкретную позицию. Меня приглашали как человека, с которым хотелось работать, подход которого нанимателям нравился. Поэтому под меня придумывали должность с задачами, которые, с одной стороны, полезны агентству, а, с другой, приятны и понятны мне.
Это всегда вызывало путаницу, потому что никогда до конца не отражало мой функционал, но зато позволяло мне еще больше ценить агентскую жизнь за свободу по чуть-чуть заниматься стратегией, креативом, клиентским сервисом — всеми составляющими профессии, которые давали сделать классную стратегию, нужную конкретному бизнесу, и отражающую таланты конкретных людей. Надо сказать, что эта «проблема» с должностями остается до сих — пока не придумала для себя, как же мне называться.
А в 25 лет я стала мамой, и как человек разделилась на «до» и «после». Опыт родительства дал навык безусловной любви, выработал в организме какую-то совсем новую мышцу. Я не знала, что так умею. И хотя эта мышца «прокачалась» на моем сыне, безусловная любовь перешла и в отношения с друзьями, семьей. Это сильно углубило мои отношения с окружающим миром, сделало его гораздо интереснее.
С другой стороны, материнство научило меня грамотно все приоритизировать. В рекламе все обычно срочно и важно. После того как я родила ребенка, единственным важным и срочным стали для меня безопасность и здоровье сына. С остальным, как я теперь уверена, мы справимся. И на эффективности в работе этот вывод сказался только в лучшую сторону.
«Я ВЫБИРАЮ СЕБЯ — НЕВАЖНО, КАКИЕ БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ»
После 12 лет в рекламе мне захотелось заняться чем-то другим, перейти на клиентскую сторону. Так я выбрала позицию маркетинг-директора в Дзене.
С одной стороны, она была близка мне по просветительской миссии. Дзен — это медиа, которое посещает 70 миллионов людей в месяц, а я могла повлиять на то, что они видят ежедневно. С другой стороны, это не просто «клиентская сторона», но большая технологическая платформа, в которой мне было интересно разобраться.
У меня была потрясающая команда, классные задачи. Мы сделали очень много интересных, ярких проектов. Но в какой-то момент я на физическом уровне поняла, что на самом деле эта работа мне не подходит. Когда идешь работать в корпорацию, очень важно понять, что за корпоративные плюшки надо заплатить определенную цену. В частности, подписать довольно жесткие договоренности. Потому что все, что ты делаешь, ты делаешь только в рамках своей песочницы. Как топ-менеджер я также должна была следовать правилам корпоративной политики — ответственность, которая довольно сложно дается в некоторых ситуациях.
Хотя я делала красивые проекты, я не занималась тем, что на самом деле нужно бизнесу. У меня было ощущение, что насущные бизнес-задачи должны на самом деле решаться другим инструментарием, а его у меня в руках не было — и моя работа начала для меня выглядеть красивыми, но бессмысленными фантиками. Я на физическом уровне чувствовала, что мне прямо-таки плохо выполнять свои задачи. Формально все было хорошо, но в итоге, прислушиваясь к себе и своему телу, я приняла очень страшное для меня на тот момент решение выйти
Когда у тебя престижная работа, классные условия, комфортный график, покинуть зону комфорта сложно. Поэтому и решиться на уход было непросто. Не было болезненного аргумента, исходя из которого нужно принять решение. Трудно сказать себе: «То, что считается классным, может лично тебе как человеку по какой-то причине не подходить». Тут нужно взять на себя ответственность за принятое решение: «Я выбираю себя, и это всегда правильно — неважно, какие будут последствия».
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДЗЕНА
Много лет работая в агентствах, я наблюдала за бизнесами. И сделала вывод: неважно, какая у бизнеса стратегия — если есть дискоммуникация в команде, она не синхронизирована. Ведь по факту любая команда — люди разного возраста, разных взглядов, разных экспертиз. И может сложиться ситуация, которая не приведет ни к какому результату просто потому, что люди не смогут договориться.
Поэтому когда я ушла из Дзена, то поняла, что хочу работать с корневой проблемой — помогать выстраивать диалог и атмосферу, благодаря которым будет работать любая стратегия.
У меня был такой случай. Компания попросила меня провести стратегическую сессию, прямо перед которой один из ключевых инвесторов подошел ко мне отдельно и сказал: «Я не буду делать ничего из этих упражнений, а потом приду и проверю, работают у меня люди или нет». В общем, этот человек сделал около 40 разных упражнений, а в конце подошел и поблагодарил меня: «Во-первых, за последние 20 лет я так не работал своей головой, как сегодня. Во-вторых, теперь я по-другому вижу свою команду и понимаю, что они делают».
Но самым страшным было всю жизнь проработать в найме и вдруг выйти в позицию фрилансера. Нужно было продавать себя, собирать «отзывы на продукт». Я — маркетолог, а оказалось, что такой вот сапожник без сапог. Я ощутила себя товаром на рынке. Это вызывало большой стресс — 4 месяца я не могла собрать презентацию про свои услуги на 10 слайдов. А когда я наконец отправила файл друзьям, чуть не словила паническую атаку. Это сложный процесс, через который я до сих пор прохожу.
УВЕРЕННОСТЬ — ЭТО ПРО ЧТО?
Для меня важно постоянно меняясь оставаться собой, не ограничивать себя определениями «эксперт в этой вот сфере». Да, я разная — я бёрнер, хожу на вечеринки, слушаю электронную музыку и танцую в рогах. Но еще я — ботаник, в 5 утра встаю и сажусь читать книгу, смотрю лекции. Я — мама, но при этом сама как ребенок люблю устраивать праздники с переодеваниями. Классно, когда ты не вылит в бетоне и признаешь разные свои ипостаси, тем самым давая себе развиваться и радоваться жизни по-разному.
Уверенность — в первую очередь про ощущения в теле. Ощущение сильного, отдохнувшего, напитанного тела ассоциируется у меня со спокойным тяжелым буйволом: «Что бы ни случилось, ты с этим справишься». Поэтому я уделяю много времени своему режиму: во сколько ложусь спать, какую еду ем, как ухаживаю за собой, чтобы чувствовать себя хорошо.
А еще уверенность для меня — осознание смысла того, что ты делаешь. Если я делаю то, во что искренне верю, то что бы вокруг ни происходило, на мою уверенность это никак не повлияет.
Как человек, который много изучает мозг, хочу сказать, что мозг определяет твою самооценку не через то, что ты о себе думаешь, а через то, что ты делаешь. Поэтому если хочется быть в чем-то уверенным, бесполезно говорить аффирмации перед зеркалом, долго к этому готовиться или учиться. Нужно совершать поступки, через которые ты будешь себя самоопределять.
Например, если хочется чувствовать себя увереннее как блогер, надо вместо того, чтобы покупать десятый курс про то, как делать Reels, пойти написать текст. Твой мозг решит: «Да, кстати, я тот самый блогер». Если ты хочешь чувствовать себя уверенней в работе, нужно идти и пробовать делать проекты или договариваться о новых зарплатных условиях. Вот эти маленькие действия как элемент самоопределения — мне кажется, самое главное, что может дать человеку уверенность и чувство самости.